Государственное бюджетное учреждение Калужской области
Управление ценообразования и информации
в строительстве Калужской области
8 (4842)
92-20-39, факс: 77-40-90
248000, г. Калуга, ул. Георгиевская,
д. 39, корпус 2, офис 25
rccs40@yandex.ru

ВОПРОС-ОТВЕТ

1

В настоящее время широко применяются покрытия кровель из профилированных листов (профнастила) на объектах жилищно-гражданского назначения. В связи с тем, что производство работ покрытия кровель из профнастила по деревянной обрешетке из досок и брусков аналогично конструктивному решению устройства кровель из металлочерепицы, а сметные нормы (расценки) таблицы ГЭСН(ТЕР) 09-04-002 не соответствует составу работ, набору ресурсов, что приводит к необоснованному удорожанию сметной стоимости, возникает вопрос.
В связи с отсутствием в текущей сметно-нормативной базе норм на устройство кровли из профилированных листов по деревянной обрешетке просим подтвердить возможность применения сметной нормы (расценки) ГЭСН(ТЕР) 12-01-020-01 при составлении сметной документации на устройство покрытия кровель из профилированного листа.

В связи с отсутствием в действующей сметно-нормативной базе сметных нормативов на устройство кровель из профилированных листов по деревянной обрешетке, для составления сметной документации затраты на указанные работы допускается определять по сметной норме (расценке) 12-01-020-01 «Устройство кровли различных типов из металлочерепицы», до утверждения в установленном порядке соответствующих прямых сметных нормативов. При устройстве кровель из профнастила по готовым прогонам, возможно применение сметных норм (расценок) таблицы 12-01-023 «Устройство кровли из металлочерепицы по готовым прогонам».
При этом номенклатура и расход материальных ресурсов вышеуказанной сметной нормы следует уточняются по проектным данным.

2

Просим разъяснить применение коэффициентов 1,15 к нормам затрат труда и 1,25 к нормам времени эксплуатации строительных машин согласно п. 4.7 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) «выполняемые при ремонте и реконструкции зданий и сооружений работы, аналогичные технологическим процессам в новом строительстве, следует нормировать по соответствующим сборникам ГЭСН-2001 на строительные и специальные строительные работы (кроме норм сборника ГЭСН №46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений»).

Согласно п. 4.7 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 при нормировании работ, выполняемых в условиях реконструкции и капитального ремонта, по соответствующим сборникам ГЭСН-2001 на строительные и специальные строительные работы (кроме сборника ГЭСН №46) применяются коэффициенты 1,15 к нормам затрат труда и 1,25 к нормам времени эксплуатации строительных машин.
Указанные коэффициенты применяются при определении сметной стоимости капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений любого назначения, в том числе автомобильных дорог, городских проездов, мостов, путепроводов и объектов благоустройства, в случае использования сборников ГЭСН-2001 на строительные работы за исключением работ по демонтажу (разборке) конструкций, монтажные и пусконаладочные работы, изготовление материалов и изделий в построечных условиях
Если при капитальном ремонте выполняются работы, обеспечивающие бесперебойное ведение работ с максимальной производительностью рабочих и механизмов аналогично капитальному строительству, понятие «капитальный ремонт» на эти объекты распространяются условно, не смотря на источник финансирования. В связи с этим коэффициенты 1,15 к нормам затрат и оплате труда и 1,25 к затратам и стоимости эксплуатацию машин при строительстве указанных объектов не применяются.

3

В представленной для согласования сметной документации в составе одного сводного сметного расчета проектной организацией используются базисно-индексный и ресурсный методы расчета стоимости строительства, что противоречит МДС 81-35.2004.
Ресурсный метод расчета применяется по причине отсутствия в составе территориальных и федеральных единичных расценок сборника № 25 «Магистральные и промысловые трубопроводы». В состав локального сметного расчета с использованием ресурсного метода кроме сборника № 25 входят расценки по сборникам ГЭСН 2001-01, ГЭСН 2001-06, ГЭСН 2001-08, ГЭСНм 2001-08, которые имеются в ТЕР.
Возможно ли использование базисно-индексного и ресурсного методов расчета стоимости строительства вышеуказанных объектов?

В связи с отсутствием сборника территориальных и федеральных единичных расценок ТЕР(ФЕР) 81-02-25-2001 «Магистральные и промысловые трубопроводы» определение стоимости данных работ, рекомендуется производить ресурсным методом с применением норм ГЭСН 81-02-25-2001 «Магистральные и промысловые трубопроводы».
При этом стоимостные показатели видов затрат (стоимость материалов, уровень оплаты труда, стоимость машин и механизмов) необходимо принимать в размерах, учтенных при разработке сборников ТЕР (ФЕР) сметно-нормативной базы 2000 года.

4

В рамках производства работ по капитальному ремонту возникла необходимость изменения конструкции крыш с заменой совмещенной плоской мягкой кровли (без технического этажа) на шатровую (чердачную) кровлю из металлопрофиля, согласно требований МДС 35.2004 п. 3-6,3-8. Согласно приложению 9 п. 2, ВСН 58-88 (р), утвержденного приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312 - в перечень работ по капитальному ремонту включены: "Разборка аварийных домов; изменение конструкции крыш; оборудование чердачных помещений жилых и нежилых зданий под эксплуатируемые."
Учитывая вышеизложенное, затраты на производство работ по замене конструктива кровли планируется включить в стоимость работ по капитальному ремонту. Просим дать разъяснение является ли включение затрат на выполнение данного вида работ целевым расходованием федеральных бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса изменение параметров объектов капитального строительства и их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения относится к понятию - реконструкция. В связи с изложенным, Минрегион России считает, что работы по замене конструкции кровли, приводимые к увеличению параметров (высоты) здания не относятся к капитальному ремонту.

5

Просим дать разъяснения где и в каком законе описаны обязанности Государственного заказчика по составлению локальных смет на ремонтно-строительные работы по исполнению капитального, текущего и косметического ремонтов зданий, сооружений, помещений, офисов и т.п.

В соответствии с п. 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2005 № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» определение начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком.
В соответствии с п. 3 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
При этом, в соответствии с п. 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 сметная документация должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемого полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного сообщается, что сметную документацию на ремонтно-строительные работы по выполнению капитального, текущего и косметического ремонта зданий и сооружений, выполняемых за счет средств федерального бюджета может составлять как заказчик, так и подрядчик, а утверждать ее должен заказчик.

6

В п.23 приложения 2 ГСН 81-05-01-2001 указано, что к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенным в составе сметных норм, относятся специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения, относящиеся по времени их использования и техническим характеристиками к малоценным и быстроизнашивающимся предметам.
Считаем, что ограждение из профнастила не относится к малоценным и быстроизнашивающимся предметам. Просим разъяснить правомерность отнесения ограждения из профилированного настила на строящемся объекте к титульным или нетитульным временным зданиям и сооружениям.

Если проектом организации строительства, разработанным, в том числе на основании исходных данных (технических условий) заказчика строительства, предусмотрено (обосновано) устройство специального (из металлического профнастила) временного ограждения площадки строительства, то в соответствии с пунктом 23 приложения 2 ГСН 81-05-01-2001 затраты на его строительство (с учетом оборачиваемости) учитываются в нормах затрат на строительство временных зданий и сооружений.

7

Прошу Вас разъяснить правомерно ли при составлении сметы на демонтаж деревянного забора и металлических решеток при реконструкции (капитальном ремонте) объекта применять коэффициенты 1,15 и 1,25 к расценкам сборников на новое строительство ГЭСН 08-02-007-03 и ГЭСН 10-01-070-01. В сборнике № 46 такие работы отсутствуют.

При определении сметной стоимости работ по демонтажу конструкций при реконструкции (капитальном ремонте) с использованием соответствующих сборников ГЭСН (ТЕР, ФЕР) коэффициенты 1,15 к нормам затрат труда и 1,25 к нормам и затратам на эксплуатацию строительных машин не применяются.

8

Предприятие просит подтвердить возможность применения в 2008 г, при составлении сметной документации на капитальный ремонт котельного и котельно-вспомогательного оборудования, прейскуранта № 26-05-204-01 «ОПТОВЫЕ ЦЕНЫ на капитальный ремонт и пусконаладочные работы, выполняемые предприятиями Минжилкомхоза РСФСР».

При определении сметной стоимости ремонта котлов и другого теплоэнергетического оборудования в котельных жилищно-коммунального хозяйства городов и поселков возможно использовать прейскурант № 26-05-204-01 «На капитальный ремонт и наладку энергетического оборудования, выполняемые предприятиями Минжилкомхоза РСФСР», разработанный производственным объединением «Роскоммунэнерго» и утвержденный приказом Минжилкомхоза РСФСР от 03.02.89 № 42.
Данный прейскурант может использоваться при выполнении аналогичных работ на объектах других ведомств, если целесообразность его использования зафиксирована соответствующим приказом (распоряжением) ведомства, заинтересованного в его применении.

9

В Договоре не указан индекс, применяемый при составлении сметной документации и нет ссылок на нормативы (ТЕР, ФЕР), применение которых возможно при составлении сметной документации. По устной договоренности, сметная документация составлялась Подрядчиком и утверждалась Заказчиком на основании применимых во Владимирской области ТЕР. В связи с тем, что применяемые во Владимирской области ТЕР были отменены постановлением губернатора Владимирской области от 21.09.2010 г. № 1010, а новые ТЕР во Владимирской области еще не утверждены, возникла сложная ситуация, в настоящее время не ясно, какие именно нормативы применять при составлении сметной документации. 

Определение сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, стоимости проектно-изыскательских работ, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, осуществляется с применением действующих сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Указанный реестр размещен на официальной сайте Минрегиона России (www.minregion.ru). При этом в случае отсутствия территориальных единичных расценок (ТЕР) Владимирской области в реестре сметную документацию рекомендуется разрабатывать с применением федеральных единичных расценок (ФЕР).

10

Министерством регионального развития РФ был уточнен порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве при определении с 01.01.2011 г. сметной стоимости строительно-монтажных и пусконаладочных работ в текущем уровне цен (письма от 06.12.2010 № 41099-КК/08, от 21.02.2011 г. № 3757-КК/08, от 17.03.2011 г. № 6056-ИП/08). В период введения в действие данных писем нашей организацией был заключен ряд договоров подряда. Существенным условием договора является сметная документация, которая составлялась на основании действующей нормативной сметной базы с учетом нормативов накладных расходов и сметной прибыли, актуальных на момент прохождения процедуры выбора подрядчика. Ряд договоров на работы, выполняемые в 2011 году, был заключен в 2010 г. Цена договора является твердой. Финансирование работ производится не за счет средств федерального бюджета. Прошу Вас дать разъяснения по следующим вопросам:
- должны ли применяться понижающие коэффициенты при приемке работ в актах выполненных работ по данным договорам, и как в этом случае исключить нарушение законодательства в части изменения твердой договорной цены;
- при определении победителя закупочных процедур в период выхода вышеуказанных писем, для исключения рисков срыва договорных обязательств, возможно ли заключение договоров с установлением подрядчику индивидуального коэффициента накладных расходов и сметной прибыли (согласно п. 4.30, 4.31 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ для строек, за исключением строек, финансируемых за счет средств федерального бюджета) в размерах, установленных в Методических указаниях (МДС 81-33.2004, МДС 81-34.2004, МДС 81-25.2001), без учета понижающих коэффициентов.

Порядок применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве при определении с 01.01.2011 сметной стоимости строительно-монтажных работ в текущем уровне цен уточнен письмом Минрегиона России от 21.02.2011 №3757-КК/08. Согласно указанному письму взаиморасчеты за выполненные работы осуществляются в порядке, предусмотренном государственным (муниципальным) контрактом, в пределах твердой договорной цены. Понижающие коэффициенты (0,85 и 0,8) к действующим нормативам накладных расходов и сметной прибыли в актах выполненных работ могут применяться в случае, если при расчетах с заказчиком с 01.01.2011 используются текущие индексы (ежемесячные, квартальные) по статьям затрат. Методическими указаниями по определению накладных расходов и сметной прибыли в строительстве (МДС 81-33.2004, МДС 81-25.2001) предусмотрена возможность разработки, по согласованию с заказчиком, индивидуальных нормативов накладных расходов и сметной прибыли для конкретной строительно-монтажной организации.

11

Нашей организацией по результатам проведенного аукциона был заключен государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд. Цена Контракта является твердой и неизменяемой на весь срок действия Контракта. В проектно-сметной документации, являющейся неотъемлемой частью Контракта и служащей основой при осуществлении взаиморасчетов, часть материалов учтена по ценам прейскурантов, а в составе прочих затрат учтены затраты на временные здания и сооружения (1,44% от СМР) и создание страховых фондов (1% от СМР). В технической части документации об аукционе предусмотрено, что «подрядчик гарантирует целевое и обоснованное использование финансовых и других материальных ресурсов и имущества», Контрактом закреплено, что Подрядчик обязан «при проведении проверок по целевому использованию бюджетных средств, представить все необходимые документы и информацию по реконструкции Объекта», а также Контрактом предусмотрено, что «ежемесячно, до 25 числа отчетного месяца подрядчик представляет Государственному заказчику акты о приемке выполненных работ КС-2, а также все документы, подтверждающие фактической выполнение».
Правомерно ли требование Заказчика к Подрядчику о предоставлении документального подтверждения фактических размеров затрат на возведение временных зданий и сооружений, страхование и приобретение материалов, учтенных в проектно-сметной документации по ценам прейскурантов? 

Пунктом 4.84 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004) предусмотрено определение размера средств для возведения титульных временных зданий и сооружений по расчету, основанному на данных ПОС, или по нормам, приведенным в ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001, в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ.
Расчеты за временные здания и сооружения в соответствии с договорными условиями производятся по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения. При этом указанные затраты в процентах включаются в акты приемки работ независимо от начала строительства этих объектов.
Если при определении твердой договорной цены затраты на возведение титульных временных зданий и сооружений определены по установленной норме и порядок взаиморасчетов предусматривает их оплату по этим нормам, дополнительных расшифровок сумм, полученных подрядной организацией, не требуется.
В соответствии с п.3.2 ГСН 81-05-01-2001, несмотря на различные способы взаиморасчетов за временные здания и сооружения, они должны производиться за фактически построенные временные здания и сооружения. Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию с оформлением актов ввода (с отражением стоимости строительства по каждому зданию и сооружению отдельно), зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном в договоре подряда.